Нормативная база изучения учебного курса ОРКСЭ:

 

Нормативно-правовая база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Федеральный уровень

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 (скачать)
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ" (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год» (скачать)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089» (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " (скачать
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 №08-96 «О методических рекомендациях».

    Письмо Комитета по образованию от 30.01.2017 №03-28-554/18-0-0 «Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ».

    http://orkce.apkpro.ru/- сайт поддержки курса ОРКСЭ (нормативные документы, методические рекомендации, информация о конференциях и др.).

Инструктивно-нормативное письмо методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 г. №08-250  "Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях»

Поручение Президента РФ (02.09.09)

•Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)

Основные события в истории вопроса

•Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 No 1578-рутвердило:

•план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее -ОРКСЭ);

•перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса;

•состав Межведомственного координационного совета, предложенный Минобрнауки РФ для обеспечения контроля и координации осуществления плана.

Основные события в истории вопроса

•Апробация введения ОРКСЭ  состоялась в 21регионе РФ

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ

Конституция РФ (ст.13, 14);

Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.;

Нормативные акты, изданные Минобрнауки России.

Религия как часть мировой культуры.

Следует различать процессы обучения школьников религии и обучения (знакомства) обучающихся с культурологическими и религиоведческими дисциплинами.

Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющеймировой культуры, являться основойвоспитания межнациональной,межконфессиональной толерантности,способствовать осознанномувыбору мировоззрения.

Знания о религии в школьных предметах.

•В настоящее время знания об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметоввключены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.

Культурологический принцип

•Курс является культурологическим

и направлен на развитие у школьников  4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях , оставляющих

основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основы культурологического подхода:

-направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;

-отсутствие позиции катехизации (индоктринации);

-отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;

-воспитательный характер;

-минимизация конфликтных факторов;

-направлен на формирование поликультурной компетентности.

Курс является культурологическими направлен на развитие у школьников  4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, оставляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основы культурологического подхода:

-направлен на формирование культурологической компетентности

учащихся;

-отсутствие позиции катехизации (индоктринации);

-отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;

-воспитательный характер;

-минимизация конфликтных факторов;

-направлен на формирование поликультурной компетентности.

Для чего вводится курс ОРКСЭ?

•Введение предмета  ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функцийобщеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей,

общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.

•ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Принципы:

-Соблюдение конституционныхПринципов светского характера

Российского государства

-Сотрудничество органов исполнительной власти сРелигиозными организациями

-Содействие межконфессиональномуСотрудничеству и взаимному уважению

-Обеспечение учета запросовГраждан Ожидаемые эффекты от введения комплексного учебного курса

-Формирование этического самосознания

-Содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей

-Повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям

Цели курса ОРКСЭ

•Общая педагогическая цель–воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

•Цель курса

-формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Задачи курса ОРКСЭ

1.Знакомство обучающихся с основами православной,мусульманской,буддийской,иудейской культур,основами мировых религиозных культур и светскойэтики;

2.Развитие представлений младшего подростка оЗначении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.Обобщение знаний, понятий и представлений оДуховной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих

основ, обеспечивающих целостное восприятиеотечественной истории и культуры при изучениигуманитарных предметов на ступени основнойшколы;

4.Развитие способностей младших школьников кОбщению в полиэтнической и многоконфессиональнойСреде на основе взаимного уважения и диалога.Во имя общественного мира и согласия.

Ознакомиться с содержанием курса, с образовательными и воспитательными задачами каждого модуля, с учебниками по модулям ОРКСЭ можно на сайте http://www.orkce.org/